Art Management, Chisinau, Exhibitions, Moldova Culture

Выставка МИРИАМ ГАМБУРД “ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ”

Мириам Гамбурд, известный израильский скульптор, рисовальщик, писатель и доцент Академии

Miriam Gamburd, © Photo by Ludmila Kalugina

Miriam Gamburd, © Photo by Ludmila Kalugina

художеств Бецалель в Иерусалиме, родилась в Кишиневе. Ее отец  Моисей Гамбурд (1903 – 1954) – классик бессарабской молдавской живописи. Мать – Евгения Гамбурд (1913 – 1956), была художником первого фильма одного из великих режиссеров ХХ века Сергея Параджанова по молдавской сказке Андриеш. Дом Гамбурдов был центром культурной жизни Кишинева. Здесь собирались художники, писатели, музыканты и архитекторы.

Профессиональное образование Мириам получила в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной в Ленинграде (сегодня учебное заведение носит имя его создателя – Санкт-Петербургская государственная художественная Академия им. А.Л.Штиглица), окончив в 1970 году отделение монументальной скульптуры.

С 1977 года Мириам Гамбурд живет в Израиле. На ее счету ряд скульптурных рельефов на стенах общественных зданий  в Молдове и в Израиле, персональные выставки в музеях Израиля и участие в групповых  выставках  в разных странах. Современный художник часто не ограничивается, как это было принято раньше, узко специальными рамками творчества. Мириам  не исключение. Она издала несколько книг различных жанров, среди которых монографии ее родителей, в сотрудничестве с доктором искусствоведения Людмилой Тома, а также с Национальным художественным Музеем Молдовы и Академией наук Молдовы. Дизайн своих книг М.Г. осуществляет сама. Гамбурд опубликовала сборник рассказов автобиографического характера “Двухфигурная обнаженка” и является одним из постоянных авторов старейшего литературного журнала “Звезда” в Санкт-Петербурге. Она публикует эссе и рассказы также на иврите.

М.Г. преподает в Академии художеств Бецалель в Иерусалиме и в Академическом колледже Бейт-Берл.

Мириам Гамбурд в своем творчестве пользуется традиционным академическим языком, чтобы сказать о вещах непривычных. В этом состоит суть ее метода, определяющего постмодернистский, зачастую шокирующий и даже провокационный характер ее работ. Ее образы не всегда эстетичны, но ведь и великих рисовальщиков прошлого привлекала не только красота, но и уродство. Рисунок для М.Г. является не подготовительной или промежуточной стадией, но конечным результатом.

Названием выставки послужила строка из библейской книги Экклезиаст “Время собирать камни” и это своего рода показ избранных работ художника, относящихся к различным периодам ее творчества, попытка собрать их под одной крышей. Перед зрителем развернута первая ретроспектива М.Г.

На выставке представлены несколько графических серий, альбом, показ скульптурных произведений автора в формате “слайд-шоу” на экране и показ мультипликационного фильма.

Серии рисунков

МАСКИ – четыре крупных драматичных рисунка посмертных масок-голов. Это не “настоящие” посмертные маски –  они вылеплены Мириам Гамбурд по воображению в натуральную величину и с них сделаны художником увеличенные в несколько раз рисунки.

ИЗ ЖИЗНИ АМАЗОНОК ─ тема из античной мифологии занимает М.Г. своей схожестью с современностью. Амазонки ампутировали правую грудь – так им было удобней стрелять из лука, таким образом жертвуя телесной красотой для “пользы дела”. Современная женщина научилась жить в обществе по правилам амазонки и оставаться привлекательной. Своеобразная пластика  молодых и старых тел женщин-воительниц привлекает  рисовальщика не меньше чем мифологический сюжет.

НЕВЫПОЛНИМО ─ фантазии на тему космических скульптур будущего.  Мириам Гамбурд приглашает зрителя пофантазировать на тему летающих и нет скульптур, исполнение которых придется отложить до поры до времени. Возможно, именно небеса будущих эпох станут выставочными залами для всевозможных мирных художественных конструкций. Но сегодня на этих листах оттиснут круглый штамп ивритскими буквами, означающий  – “IREALIZABIL”.

ГРЕХ ПРЕКРАСЕН СОДЕРЖАНИЕМ (Любовь и мерзость в Талмуде, Мидрашах и других  священных еврейских книгах) (Dragoste si uraciune in Talmud, Midras, precum si alte sfinte carti evreiesti) ─  книга-альбом представлена на выставке как художественный экспонат и зритель сможет ее пролистать. В книгу входят шесть эссе и восемьдесят рисунков, часть которых также показана на выставке. Идея и дизайн альбома, изучение материала и его иллюстрирование – все это и многое другое составило творческий процесс автора. Ветхозаветные библейские иудейские сюжеты легли в основу христианской художественной культуры. Этот факт общеизвестен. Сами же евреи почти никогда не иллюстрировали свои священные книги. Большинство отрывков  эротического характера из Талмуда иллюстрированы Мириам Гамбурд впервые. Книга удостоена академического гранта и получила широкий международный отклик. Ее приобрели крупнейшие библиотеки мира, среди них библиотека Йельского университета , Библиотека Конгресса и библиотеки Университета Бар-Илан и Государственной Третьяковской галереи.

Фильм и рисунки к нему

ХЕРУВИМЫ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ (CHERUBS IN LIFE-SIZE) – мультипликационный фильм-шутка. Это фильм о том, как скульптор Мириам Гамбурд осуществляет свою “мечту”: сносит несколько известнейших монументов и возводит вместо них свои скульптуры Херувимов, тех самых ангелов из Талмуда в любовном соитии. Художник обходится без конкурсов, без высоких комиссий и разрешений. Свое творение Мириам подписывает лукавой усмешкой.

На выставке показан фильм и представлены избранные рисунки к фильму.

Скульптуры

СКУЛЬПТУРЫ, станковые и монументальные показаны как “слайд шоу” на экране- мониторе. Это работы разных периодов творчества Мириам, выполненные в различных материалах, проекты и установленные. К сожалению, не удалось привести ее скульптуры, но их можно увидеть в виртуальном варианте.

Advertisements

About Ghenadie Sontu

www.ghenadiesontu.com

Discussion

Comments are closed.

%d bloggers like this: